Добро пожаловать!

Вход в аккаунт

Реклама на Mainstream

Постоянство памяти: сюрреализм искусство или философия?

Стекающие вниз с ветки дерева, прямоугольной поверхности часы… Пожалуй, не найдется человека, кому не знакома картина Сальвадора Дали – «Настойчивость памяти». Уже при жизни его имя было ореолом. Его считают мифом и реальностью XX века. Даже сам Пабло Пикассо не мог сравниться с ним в известности. Помню, какое сильное впечатление произвела она на меня в подростковом возрасте во время учебы в школе искусств. В чем же притягательность работ Дали? Загадка… Не одно поколение ученых, искусствоведов пытается ее разгадать.

Автор: Оксана

27.11.2019 Самопознание
  • 0
  • 189

Постоянство памяти: сюрреализм искусство или философия?

Некоторые считают, что искусство Дали близко духовным исканиям русской культуры и созвучно творчеству Гоголя, Достоевского, Булгакова, их вселенским фантасмогориям. Утверждать это однозначно или, наоборот, отрицать никто сейчас не берется с полной уверенностью.

Но, попробуем проанализировать истоки, откуда появилось направление сюрреализм.

Сюрреализм как новое явление в искусстве стал логическим продолжением дадаизма, поиском особого образного языка, с помощью которого можно было бы дать объяснение или анализ другого языка, предметного.

Что же такое дадаизм? Попробуем разобраться. Слово это имеет французские корни и, по сути, является производным от «дада» - деревянная лошадка, в переносном смысле – бессвязный детский лепет. Дадаизм же – модернистское литературно-художественное течение, которое существовало в 1919-1922 годах. А зародилось оно в Цюрихе, в среде анархиствующей интеллигенции и ассоциировалось с демонстративным антиэстетизмом.

Не стоит забывать и о том, что на формирование взглядов основоположника сюрреализма Дали оказало и философское учение австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Оно не только содержало концепцию универсальной психологической системы, но и по-новому толковало предназначение искусства. По убеждению Фрейда бессознательное выступает ярче всего именно в искусстве, а также сновидениях.

Но, вернемся к Дали, чей парадоксальный талант в 30-е годы минувшего столетия, его гениальные видения как бы растворяют и затмевают собой славу многих других выдающихся художников того времени.

Сальвадора Дали занимают проблемы взаимоотношения времени и пространства, бесконечно малого и бесконечно великого, сиюминутного и вечного. Все это и находит свое отражение в вышеупомянутой мною картине мастера «Постоянство памяти». Маленькое, казалось бы полотно, но сколько в нем выразительности! Три часовых циферблата будто плавятся, становясь мягкими, обтекая объекты, на которые они словно небрежно наброшены.

В этой работе использован минимум деталей .Карманные золотые часы с закрытой крышкой, на которой, подобно россыпи рубинов, изображены муравьи. У линии горизонта – что-то напоминающее широкую доску с верхом, окрашенным в темно-голубой цвет, и собственно пейзаж, куда все эти объекты вписаны.

Дали нарочно подчеркивает глубину запечатленного пространства, иллюзорно раздвигая его границы. И акцентируется это, если вы приглядитесь повнимательнее, несоразмерностью масштабов предметов.

Мысль о текучести, условности времени, фиксируемого часами – изобретением ума и рук человеческих, - в сравнении с магической нерукотворностью природы раскрывается посредством прямых аналогий. С одной стороны заданные формы расплывающихся циферблатов, незыблемые горы, виднеющиеся вдалеке и сиюминутное присутствие ползающей мухи и копошащихся муравьев.

Дали не устает поражать воображение зрителей парадоксальностью образного мировосприятия. Добавьте сюда неисчерпаемую фантазию, экстравагантность натуры, немотивированность поступков и гипертрофированное честолюбие. Всем этим основоположник сюрреализма создавал почву для мифологизации собственной персоны.


Оставьте комментарий