Добро пожаловать!

Вход в аккаунт

Реклама на Mainstream

Агроэкспресс как драйвер

Одним из направлений ускорения товарооборота плодоовощной продукции могут стать агроэкспрессы

Автор: observer Timur

11.12.2019 Бизнес и финансы
  • 0
  • 141

Агроэкспресс как драйвер

Наращивание темпов производства плодоовощной продукции выгодно и предпринимателям и государству. Но производители агропродукции сталкиваются с «узким бутылочным горлышком» - своевременной и организованной доставкой. В свое время Узбекистан потерял значительную долю на рынке плодоовощной продукции в России. Потерянную нишу на рынке незамедлительно заняли производители Азербайджана, Ирана, Турции. А Узбекистан потерял не только возможную прибыль. Несмотря на уникальные природные условия для выращивания плодов, ягод, овощей наметилась деградация этой отрасли агросектора. Предпринимателям было невыгодно заниматься плодоовощной продукцией. Фермеры перешли на экстенсивный метод землепользования, а переработчики сельхозпродукции скатились к мелкокустарному производству продуктов из плодов и овощей. Для сравнения: при похожих климатических условиях в других странах, при интенсивном методе землепользования урожай достигает 70-130 тонн с гектара, при экстенсивном не более 15 тонн. Конечно, кому выгодно вкладывать средства, если урожай потом сгниет не достигнув потребителя. Поэтому на государственном уровне было решено для развития отрасли в первую очередь, упростить и ускорить грузопотоки плодоовощной продукции. Одним из направлений ускорения товарооборота плодоовощной продукции могут стать агроэкспрессы. На данный момент вопрос прорабатывается на трехстороннем (Россия, Казахстан, Узбекистан) межправительственном уровне. Ожидается, что вопрос будет решен положительно в начале 2020 года.

                Теперь давайте разберемся, что такое агроэкспресс. У агроэкспресса – две составляющие: техническая и организационная.

Техническая. Прежде всего это формирование составов и караванов автофур на основе рефконтейнеров. Рефконтейнер – это контейнер стандартных транспортных норм (20-ти футовые и 40-ка футовые) с охлаждающим блоком, который позволяет хранить сельхозпродукцию в диапазоне от – 35 до + 35 градусов. Хотя старые, но модернизированные рефрижераторные системы железнодорожного или автомобильного транспорта тоже могут входить в состав агроэкспрессов. Состав или караван формируется на одном из агрологистических центров. Далее должна сработать – организационная часть. В первую очередь;  – «зеленый» таможенный коридор, ускоренное и беспошлинное оформление сельхозпродукции. Определение логистики каждого контейнера, его маршрута и сроков доставки до экспортного центра в России, далее до конечного потребителя.

Если с технической часть все более или менее понятно, то организационная еще требует тщательной проработки. Пока ведутся межведомственные переговоры трех стран по льготному 50-ти процентному транспортному тарифу, необходимо сделать определенные организационные шаги. Прежде всего, на мой взгляд, необходимо создать единого оператора, который бы занялся координацией и определением логистики контейнерных перевозок. Возможно, это будет какое-либо трехстороннее СП. Далее надо отработать обратную загрузку контейнеров продукцией из России, это может быть мясо, рыба, крупы и т.д. То есть должны уже сработать торговые дома Узбекистана в России.

 Как ни крути, а складываются все условия и предпосылки для государственно-частного партнерства (ГЧП). Наверняка найдется понимание государства и бизнес сообщества в России, Казахстане и Узбекистане. Агроэкспрессы выступят отличным драйвером для взаимовыгодного сотрудничества.


Оставьте комментарий